Джон Маккарти ― «отец» искусственного интеллекта и облачных вычислений

Обучение

Автор: GigaCloud

29.09.2023

Когда в мае 1997 года суперкомпьютер Deep Blue от IBM выиграл шахматный матч-реванш с тогдашним чемпионом мира Гарри Каспаровым, эту победу считали триумфом искусственного интеллекта. Вот только Джон Маккарти, который, собственно, ввел этот термин и стал первопроходцем в отрасли, считал иначе.

Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Джон Маккарти

Джон Маккарти

«Хочу стать профессором математики»

Исследователь в области информатики и интерактивных вычислительных систем Джон Маккарти родился в 1927 году в Бостоне, в семье ирландского иммигранта и литовско-еврейской иммигрантки.

Джон с детства был очень умным. Окончил среднюю школу в Белмонте на два года раньше. В 15 лет приобрел учебник по математике, по которому учились студенты Калифорнийского технологического института, известного под названием «Калтех», и начал заниматься по нему самостоятельно. Через год парень решил поступить только в этот университет, а в мотивационном письме написал: «Хочу стать профессором математики». Его приняли на первый курс, однако один из преподавателей считал, что студенту нечего делать на его лекциях. То же самое произошло и на втором курсе. В результате парня перевели на выпускной курс. Однако юноша провалил экзамен по физике и был вынужден отслужить в армии США для повторного поступления.

Дартмутское предложение

Определение «искусственный интеллект» придумал именно Маккарти в 1955-м, он в то время был доцентом математики в Датрмутском колледже. Хотел отграничить эту область исследований от уже хорошо известной кибернетики. Собственно эта тема и стала ключевой во время семинара, состоявшегося летом 1956 года. Мероприятие организовал сам Маккарти совместно с тремя коллегами.

Ученый искал новый нейтральный термин, который мог бы собрать и объединить разрозненные исследовательские усилия в единую сферу, сосредоточенную на разработке «умных машин», имитирующих все аспекты человеческого интеллекта. На семинаре был представлен 17-страничный документ под названием «Дартмутское предложение», в котором впервые использовано определение ИИ.

В документе описаны темы, которые ученые считают фундаментальными для этой области исследований: нейронные сети, теория вычислимости, творчество, обработка естественного языка. По мнению автора предложения и его коллег, достаточно было бы подробно описать любую особенность разума человека, а затем передать эту информацию машине, созданной для его имитации.

LISP ― первый функциональный язык программирования

Если вы спросите любого виртуального помощника, вроде Siri, кто его отец, то скорее всего ответ не получите. Но именно Джон Маккарти заложил базу технологии распознавания голоса с помощью нового компьютерного языка высокого уровня.

Исследователю не нравились существующие языки, которые были созданы без учета всех возможностей. В 1958 году, работая профессором в Массачусетском технологическом институте (MIT), мужчина разработал новый язык LISP. Сегодня LISP, хоть и не в оригинальной форме, но используется в робототехнике, различных научных приложениях, множестве онлайн-сервисов, включая обнаружение мошенничества с кредитными картами и расписание авиарейсов.

Стэнфордская лаборатория и ее изобретения

В 1965 году Джон Маккарти основал Стэнфордскую лабораторию искусственного интеллекта (SAIL). Она стала эпицентром создания изобретений. Под ее крышей собрались самые умные люди того времени для интеллектуального сотрудничества.

Исследования, которые проводились в SAIL, были новаторскими и технологическими: робототехника, системы технического зрения, анализ естественного языка и машинное обучение.

Вот самые интересные из них:

Проект «Рука-глаз»

В рамках проекта изучали сочетание зрения с робототехникой. Робот, по имени Shakey, создавал конструкции из блоков. Он обладал способностью распознавать среду, выявлять незаметные вещи из заметных, генерировать планы и перезагружаться, если сделал ошибку. А еще робот говорил на английском.

Стэнфордская тележка

«Стэнфордская тележка», 1979 год

Проект «Стэнфордская тележка»

Это было транспортное средство, которое двигалось самостоятельно. Имело камеру и дальномер, могло ехать к указанному месту, избегая препятствия.

Операционная система WAITS

Ее использовали для исследований и разработок. Также ОС была основой компьютера DEC PDP-10. Поддерживала технологию совместного использования времени и подготовки документов онлайн.

Системы oN-Line System (NLS)

Функции этой системы сейчас используют в современных ПК: мышка, окна и видеоконференции.

Облачные вычисления, начало

Развитие облачных технологий берет начало в 1950-х. Тогда IBM начала использовать мэйнфреймы для работы. Это был мощный сервер, его задача ― обрабатывать большие объемы информации. Благодаря терминалам, операторы могли подключаться к центральному компьютеру и использовать лишь часть его мощности. Такая модель делала мэйнфреймы более доступными и дала толчок к развитию облачных технологий.

А вот саму концепцию их появления ассоциируют с Джоном Маккарти. Он предположил, что в будущем вычислительные ресурсы будут предоставляться в виде сервиса, что положит начало модели SaaS.

Deep Blue против Каспарова

Deep Blue от IBM против Гарри Каспарова, 1997 год

Что не так с Deep Blue

Вернемся в начало этой статьи. В 1997-м суперкомпьютер Deep Blue выиграл шахматный матч-реванш с тогдашним чемпионом мира Гарри Каспаровым. Эту победу считали прорывом в области artificial intelligence, однако его «отец» думал иначе.

Исследователи посвящают немало времени созданию алгоритмов, которые помогают компьютерным программам побеждать людей в играх. Игры имеют четкие ограничения и правила, поэтому в такой среде легко предсказать выиграет машина или проиграет. Это позволяет сравнивать способы принятия решений компьютером с человеческими возможностями. Поэтому в ученых существует практика называть игры «дрозофилой» в контексте ИИ.

Обычная плодовая муха, или дрозофила, долгое время служила объектом для генетических и биологических исследований из-за простоты своего строения перед переходом к изучению более сложных организмов. Аналогично, ученые в области искусственного интеллекта анализируют игры из-за их простоты, чтобы вывести общие принципы, которые можно применить в реальной жизни.

Вот, что Джон Маккарти написал после шахматного матча-реванша: «Компьютерные шахматы развились так же как генетика, если бы генетики сосредоточили свои усилия, начиная с 1910 года, на выведении гоночной дрозофилы. У нас была бы наука, но главное ― очень быстрые плодовые мушки». Маккарти не считал победу компьютера в шахматном турнире чем-то выдающимся. Ведь машина была изначально запрограммирована на выигрыш. Зато ученый очень хотел, чтобы она сдала «Тест Тьюринга».

Тест Тьюринга

«Могут ли машины мыслить?» ― первая строка статьи «Вычислительная техника и интеллект», которую математик Алан Тьюринг написал для журнала «"Mind» в 1950 году. Алан пытался углубить тему того, чему только шесть лет спустя даст название Маккарти.

Чтобы проверить свое предположение, математик придумал «Тест Тьюринга» или «Имитационную игру». Тест состоит из трех участников: интервьюера, человека и компьютера. Интервьюер не видит участников и не знает кто есть кто. На основе ответов на вопросы, должен понять с кем разговаривает. Если интервьюер не может точно определить человека, это означает, что компьютерная программа прошла тест успешно.

Маккарти так и не дождался того момента, когда компьютер успешно пройдет тест. Считал, что концепция ИИ заключается в создании машины, которая могла бы фактически повторить человеческий интеллект. В конце исследовательского этапа своей карьеры, в 1978 году, Маккарти был вынужден отказаться от своей пуристической идеи: «Чтобы достичь успеха, искусственный интеллект потребует 1,7 Эйнштейна, два Максвелла, пять Фарадеев и финансирование 0,3 Манхэттенского проекта».

subscribe

Подписаться на новости

Оставьте свой Email, и будьте всегда в курсе свежих новостей!